Станцию Серебряный Бор построили в начале XX века
Между Большим Волоколамским проездом и улицей Панфилова сохранились исторические постройки станции Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Построили станцию в 1908 году. Тогда это был край Большой Всехсвятской рощи, которая до конца XIX века называлась Серебряным бором.
Ветку проложили возле фабрик
В ноябре 1897 года на особом совещании правительства император Николай II лично одобрил строительство Московской окружной железной дороги.
«Весной 1902 года по воспоследовании Высочайшего повеления приступили к производству работ», — писал один из руководителей строительства Н.Н.Останкович.
А к 1908 году по периметру Москвы было уже 17 железнодорожных станций, два остановочных пункта и десятки мостов, депо, мастерских и водокачек. Новая окружная дорога должна была разгрузить вокзалы столицы от транзита грузовых составов. Её проложили рядом с крупнейшими фабриками и заводами на окраинах Москвы.
«На левой стороне железной дороги за селом Покровское-Глебово-Стрешнево расположена шерстопрядильная фабрика Белышева. Здесь же бумажно-красильная фабрика инженера-механика А.Гранат. На ней производится окраска в разные цвета бумажной пряжи; выработка достигает 10 тысяч пудов в год» — так описывал окрестности ж/д станции путеводитель 1912 года по Московской окружной железной дороге.
Суконную фабрику основал Пётр Великий
Ещё одному производству неподалёку от станции Серебряный Бор пришлась на руку близость новой железной дороги. Недалеко от села Тушина, ближе к Москве-реке, находилась старинная суконная фабрика. По утверждению путеводителя 1912 года, её основал ещё Пётр Великий для обеспечения солдат Преображенского полка.
К началу XX века она имела годовой оборот почти 1,5 млн рублей, а трудились здесь около тысячи рабочих. Действительно, Пётр в начале XVIII века приказал обеспечить армию русским сукном, чтобы не зависеть от немецкого, и велел построить несколько фабрик в Москве.
«В 1705 году Пётр с радостью писал Меншикову, что «сукна делают, и умножается сие дело изрядно, и плод даёт Бог изрядный, и я сделал себе кафтан из него к празднику», — писал русский историк Михаил Богуславский.
Интересно, что царьреформатор умело развивал отечественную промышленность. По словам Богуславского, он облегчал «всегда трудное начало производства». Основав фабрику, снабдив её всем необходимым и пустив её в ход, казна затем сдавала её в аренду «содержателям». На первое время продукцию освобождали от пошлин, предпринимателя или арендатора — от налогов. В случае надобности государство на первых порах выдавало беспроцентную ссуду, возвращать которую разрешали производимыми товарами.
Легенда Окружной
Со станцией Серебряный Бор связана удивительная история времён Великой Отечественной войны. Тогда начальником Московской окружной железной дороги была 28-летняя Зинаида Троицкая. Её биография потрясает. Дочь железнодорожника, она в 15 лет, вопреки насмешкам, пошла учиться на слесаря по ремонту паровозов — неслыханное дело в 1928 году. В 22 года Троицкая стала машинистом манёвренного паровоза — впервые в СССР, а вскоре возглавила Московскую окружную дорогу. По её призыву около 300 тысяч женщин выучились на машинистов. Многие из них вскоре заменили мужчин, ушедших на фронт. Пресса называла неудержимую стахановку генералом тяги, а народная молва создавала о ней легенды. Так, в трагические дни московской паники в октябре 1941 года, когда многие москвичи не вышли на работу, по рассказам очевидцев, она, будучи на восьмом месяце беременности, сама водила паровоз от вокзала к станции Серебряный Бор и обратно. К линии фронта тогда шли эшелоны с пополнением, а обратно уходили санитарные поезда с ранеными.